- Амфибрахий
-
АМФИБРА́ХИЙ (греч. букв. — с двух сторон краткий) — в силлабо-тонич. системе стихосложения — метр, образуемый 3-сложными стопами, в к-рых сильным является второй слог; сильное место обычно заполняется ударным слогом, слабое — безударными (схема А.:
, где
— сильный слог,
— слабый). Кол-во стоп определяет размер амфибрахич. стиха (напр., 3-стопный А.: "Средь шу́много ба́ла случа́йно / В трево́ге мирско́й суеты́..." — А. К. Толстой). Как самостоят. стопу рус. метрики А. впервые выделил А. П. Сумароков ("О стопосложении"), до этого амфибрахич. стихи называли "ямбо-анапестич." (В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов). Первые А. на рус. яз. появляются в 18 в. сначала в эксперим. стихах иностранцев (И. В. Паус, Ода на обручение царевича Алексея Петровича, 1711), а затем и рус. поэтов (А. П. Сумароков и др.). Популярность обретает лишь в нач. 19 в. в балладном стихе, где становится ведущим метром; гл. размеры — 4-стопный и чередование 4- и 3-стопного (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, К. Ф. Рылеев, Н. М. Языков и др.). В этот же период А. широко распространяется в лирике, особ. романсной, осваивая новые размеры, напр., 5-стопный (М. Ю. Лермонтов, Дубовый листок оторвался от ветки родимой), разностопный (он же. И скучно, и грустно), вольный А. (А. С. Пушкин, Вакхическая песня). В сер. 19 в., опираясь на балладный жанр, А. начинает употребляться в эпосе (Н. А. Некрасов, Мороз Красный нос). Наиб. популярные в это время размеры — 3-стопный и 3—4-стопный. В нач. 20 в. впервые появляются сверхдлинные размеры А. (напр., 6-стопный у К. Д. Бальмонта и 7-стопный у В. Я. Брюсова). В совр. рус. поэзии из амфибрахич. размеров чаще всего используется 4-сложный (иногда — с цезурными наращениями или усечениями).
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.